Главная » Статьи » АТТЕСТАЦИЯ

3 ГЫП - СИНИЙ ПОЯС С КРАСНОЙ ПОЛОСКОЙ

ТЕОРИЯ ТХЭКВОНДО

СПАРРИНГ (РАЗНОВИДНОСТИ, ОСОБЕННОСТИ, ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ БОЯ НА ПОЕДИНКАХ)


Спарринг в тхэквондо является проверкой приобретенных на тре­нировках навыков выполнения технических приемов. Но поединок - это уже не формальный комплекс упражнений, а реальный бой с противником.

К участию в поединке допускаются спортсмены, в полной мере освоившие технические приемы. Решение об участии того или иного спортсмена в поединке выносится тренером. Только он мо­жет объективно определить уровень технической подготовки бой­ца. Важно помнить, что участие в бою недостаточно подготовлен­ного спортсмена чревато для него серьезной травмой.

В тхэквондо спарринг разделен на следующие категории: услов­ный, полусвободный, свободный и одними ногами. Условный спар­ринг может быть 1-шаговым, 2-шаговым и 3-шаговым. Последний, в свою очередь, бывает одиночным и с партнером. В свободном спарринге схватка ведется различными способами: 1 против 1; 1 против 2, 2 против 2, а также в виде сложной комбинации.

Общие правила спарринга:

В поединке принимают участие противники одинакового роста и одной весовой категории.
Пе­ред началом поединка оба участника располагаются друг перед дру­гом на дистанции атакующей стойки, не считая глубины захода в защитную стойку.

В ходе поединка допускается заход на полсто­пы атакующего.
В начале и в конце встречи участники поединка кланяются друг другу.
Защитный блок выполняется до того, как атакующий удар достигнет цели, и соответствует силе и характеру атаки.
На протяжении всего поединка взгляд партнеров направ­лен вперед.
Рука, обеспечивающая блокирование, находится на одной вертикали с опорной ногой.
Уход с линии атаки не дол­жен превышать расстояние, с которого можно вести контратаку.
Контратака всегда следует за последней защитой.
Количество тех­нических приемов, выполняемых атакующим и обороняющимся, оди­наково.
Контратака включает только один технический прием. 12. Время от времени партнеры меняются ролями.

Условный спарринг

Принцип проведения этого поединка понятен из названия. Пе­ред его проведением оговаривается число шагов, точки атаки, вид атаки и применяемая защита. Как уже отмечалось, условный спар­ринг разделяется на 1-шаговый, 2-шаговый и 3-шаговый. На на­чальных стадиях тренировок спортсмены осваивают 3-шаговый спарринг без партнера. По мере приобретения определенных навыков и освоения технических приемов в тренировки включается 3-шаговый спарринг с партнером, а также 2-х и 1-шаговый условный спарринг.

Трехшаговый спарринг (самбо масоги) применяется для отра­ботки атаки и защиты на разных уровнях и является основным видом спарринга для учеников с 10 по 7 технический разряды (гып). 3-шаговый спарринг имеет два варианта. В первом случае атака ведется только вперед, а защита только назад. Во втором случае атака и защита проводятся и вперед, и назад. На начальных этапах тренировки оба варианта отрабатываются без партнера в медлен­ном темпе. По мере роста мастерства темп 3-шагового спарринга увеличивается.

Двухшаговый спарринг (ибо масоги)применяется для отработ­ки техники выполнения последовательных ударов руками и нога­ми, а также соответствующих защитных приемов. 2-шаговый спар­ринг, так же Как и 3-шаговый, может выполняться с движением только в одном направлении и с движением в двух направлени­ях - вперед и назад. Данный вид спарринга входит в программу экзамена для учеников с 7 по 5 технический разряд.

Одношаговый спарринг (ильбо масоги) считается одним из основных видов условного спарринга и проводится по схеме: ата­ка - защита - контратака. Он наиболее приближен к бою и применяется в тренировке для спортсменов, достигших уровня синего пояса. 

В этом случае спортсмены отрабатывают технический рисунок поединка, включающего динамичные схватки. Основное внима­ние в этом виде спарринга уделяется не столько умению атаковать и защищаться, сколько навыку перехватывать удар и быстро пере­ходить в контратаку. Здесь уже применяются более сложные техни­ческие приемы: уклоны, уходы с линии атаки, комбинированные удары и блоки, а также прыжковые удары.

Полусвободный спарринг (бань дзаю масоги) - это заверша­ющая стадия перед свободным поединком, применяется на трени­ровках подготовленных спортсменов и входит в программу экзаме­нов для учеников 3-4 технического разрядов.

В полусвободном спарринге все технические элементы выпол­няются в определенном ритме, соблюдается последовательность атакующих и защитных действий партнеров, запрещены все виды встречных ударов, переход из сойки в стойку совершается быстро и четко. Остальные моменты, такие как дистанция между партне­рами, приемы атаки и защиты, число шагов и т.д., в данном спар­ринге выбираются произвольно.

Свободный спарринг (дзаю масоги)считается высшей фор­мой технической подготовки спортсменов. В данном виде спар­ринга отсутствуют ограничения относительно перемещений и при­меняемых приемов, действующих в условном бою. Единственным обязательным условием является фиксация атакующего удара за 2 см до поражаемой цели.

Как уже упоминалось, контактные удары в поединке тхэквондо запрещены, поэтому риск получения травмы или повреждения, даже несмотря на мощные и специфические приемы, в ходе по­единков тхэквондо минимален. При подведении итогов поединка учитываются следующие моменты: скорость, точность и мощность удара; умение уклоняться от удара; стиль ведения борьбы.

ТАКТИКА ВЕДЕНИЯ БОЯ В ТХЭКВОНДО

В подготовке спортсменов, постигающих основы данного вида борьбы, главное место отводится отработке приемов защиты и на­падения. На первом месте в тхэквондо, как и в любой другой борь­бе, стоит ударная техника. Задача спортсмена — не пропустить ни одного удара в поединке, в т.ч. и удара, не доведенного до цели. Для того чтобы лишить противника возможности эффективно атако­вать, в первую очередь следует правильно выбрать и занять проч­ную и надежную стойку. Поскольку в ходе поединка времени на обдумывание практически не остается, переход из стойки в стойку должен быть отработан на тренировках.

Последующие действия атакующего сводятся к применению всевозможных способов, вынуждающих противника ослабить обо­рону, потерять равновесие и раскрыться, а также найти уязвимые места в его обороне, удобные для атаки.

Атаку в тхэквондо можно вести двумя способами. В первом случае следует постараться быстро и мощно нарушить оборону, во втором - раскрыть защиту противника путем использования об­манных движений. Существует несколько тактических приемов, с помощью которых можно победить соперника в поединке. Самыми распространенными из них являются сложные комбинации ударов руками и ногами. Чтобы появилась возможность пробить оборону, первый удар должен быть обманным. Это может быть удар в голову, который вызовет у противника стремление защитить верхний уро­вень, а значит, ослабить оборону среднего и нижнего уровней.

Победу над противником можно также одержать путем ловкого и быстрого перемещения (маневрирования) по площадке, обяза­тельно включающего фланговые обходы, которые мешают против­нику определить линию атаки и приготовиться к защите. К хоро­шим результатам могут привести и ложные выпады, вызывающие противника на преждевременные контратаки. Главное в этой ситу­ации - воспользоваться моментом, когда противник раскрыл один из уровней, и перейти в атаку с использованием приема, наиболее подходящего для ситуации. Большое преимущество всегда дают прыжковые удары и элементы.

При подведении итогов свободного спарринга учитывается так­же соблюдение спортсменами правил, их поведение и манера ве­дения боя. Исходным положением для свободного поединка явля­ется нунца со пальмок каунде дэби макги. Проводить приемы после остановки спарринга запрещено. Все команды в ходе поединка должны выполняться без промедления.

Спарринг ногами (балъ масоги) для тхэквондо является наибо­лее характерным и считается одним из вариантов древнекорейской системы боя, в которой основное внимание уделялось работе ног. В данном спарринге и защита, и оборона проводятся только ногами, а все действия руками запрещены. Ограничений в спар­ринге ногами очень мало. Партнер, начинающий действовать пер­вым, определяется заранее. Все остальные моменты, в частности дистанция, стойка готовности, удары и комбинации приемов, парт­неры выбирают произвольно, в зависимости от ситуации. Поеди­нок начинается по команде «Баль масоги чунби!», а останавлива­ется по команде «Гыман!».

Задача обороняющегося состоит в том, чтобы не поддаться на уловки противника и предугадывать его дальнейшие действия по начальным элементам движений. Для этого необходимо установить контакт с глазами противника и не нарушать его на протяжении всего поединка, начиная от приветственного поклона. Защитная стойка, так же как и атакующая, должна быть надежной и устойчи­вой. Спортсмен, находящийся в защитной стойке, должен уловить подходящий для перехода в атаку момент и использовать его с мак­симальной пользой.

ВЫПОЛНЕНИЕ ФОРМАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ЮЛЬ ГОК

ЮЛЬ-ГОК - Название хьёнга является псевдонимом великого философа и учителя Йул (1536-1584 гг.), позванного «Корейским Конфуцием». Включение в хьёнг 38 двигательных действий символизирует место рождения этого человека - 38 параллель, а диаграмма движений - иероглиф, соответствующий слову «учитель». В детстве учителя звали Юльгок.

ТЕРМИНОЛОГИЯ ХЬЁНГА 

АННУН СОГИ АП ДЖУМОК КАУНДЕ ЧИРЮГИ
ГУННУН СОГИ АН ПАЛЬМОК КАУНДЕ ЙОП МАКИ
НАДЖУНДЕ АП ЧА БУСИГИ
ГУННУН СОГИ АП ДЖУМОК КАУНДЕ БАРО (БАНДАЙ) ЧИРЮГИ
ГУННУН СОГИ СОНБАДАК НОПУНДЕ БАРО (БАНДАЙ) ГОЛЧО МАКГИ
ГУННУН СОГИ АП ПАЛЬКУП ТЭРИГИ
ГУННУН СОГИ САН СОНКАЛЬ МАКГИ
ГУННУН СОГИ СУН СОНКУТ КАУНДЕ ТУЛКИ
ГУННУН СОГИ БАККАТ ПАЛЬМОК НОПУНДЕ ЙОП МАКГИ
КЁЧА СОГИ ДУН ДЖУМОК НОПУНДЕ ЙОП ТЭРИГИ
ГУННУН СОГИ ДУ ПАЛЬМОК НОПУНДЕ МАКГИ
 

БАЗОВАЯ ТЕХНИКА:

СТОЙКИ
ВЭБАЛ СОГИ

УДАРЫ РУКАМИ
ВСЕ УДАРЫ ИЗ ТЕРИГИ СОГИ

БЛОКИ
СОНБАДАК ГОЛЬЧО МАКГИ
СОНБАДАК ОЛЬО МАКГИ

УДАРЫ НОГАМИ
ТВИМИО ТОРО ЙОП ЧАГИ 180, 360
КАУНДЕ БИТУРО ЧАГИ

ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
ГУНУН СОГИ СОНБАДАК НУЛИО МАКГИ
АННУН СОГИ БАКАТ ПАЛЬМОК САН МАКГИ

КОМБИНАЦИЯ № 5

И.п.: НАРАНИ ЧУНБИ СОГИ
Шаг правой ногой назад в НУНЦА СОГИ, блок СОНКАЛЬ КАУНДЕ ДЭБИ МАКГИ
Удар правой ногой НОПУНДЕ ТОРО ГОРО ЧАГИ, руки у головы
Удар правой ногой НОПУНДЕ ДОЛЛЬО ЧАГИ, руки у головы
Шаг правой ногой вперед в НУНЦА СОГИ, блок СОНКАЛЬ ДУН КАУНДЕ ДЭБИ МАКГИ
Поворот влево на 90 градусов (шаг правой ногой назад в НУНЦА СОГИ, блок СОНКАЛЬ КАУНДЕ ДЭБИ МАКГИ)

ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

УШИБЫ

ЗНАНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ТХЭКВОНДО

СОРЕВНОВАНИЯ ПО РАЗБИВАНИЮ

МУЖЧИНЫ  
Ап-Джумок Чирюги 
легкая вес.кат. до 71 кг, 
тяжелая- св.71 кг.
Сонкаль Дериги 
легкая вес.кат. до 71 кг.,
тяжелая-св.71 кг.
Йопча Чирюги
Дольо Чаги
Бандал Дольо Чаги

ЖЕНЩИНЫ
Сонкаль Дериги 
легкая вес.кат. до 63 кг., 
тяжелая- св.63 кг.
Йопча Чирюги
Дольо Чаги

ПРОЦЕДУРА

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ

  • В каждом разделе соревнований судьи устанавливают сначала минимальное (например, 4 шт.) число досок. Размеры доски должны быть 30x30 см, толщина составляет 1,3 см (1/2 дюйма).
  • Параметры досок могут меняться только с разрешения председателя ГСК ФГТ.
  • Каждый спортсмен имеет только одну попытку.
  • Он может один раз проверить дистанцию до доски.
  • По команде судьи спортсмен встает в позицию готовности и, когда получает следующий сигнал от судьи, производит попытку сломать доски с помощью одного удара
  • После удара необходимо вернуться в исходное положение.
  • После сигнала судьи спортсмен имеет 30 секунд для нанесения удара
  • Судьи могут не засчитать удар, в случае если отсутствуют следующие характеристики:
  • Полный баланс в правильная стойка на протяжении всей исполняемой техники.
  • Выбранная техника исполняется правильно (т.е. спортсмен выполняет удар в сторону в боковой правой стойке)
  • Разрешается скольжение в том случае, если удар не наносится в прыжке
  • Одна нога должна иметь контакт с полом во время исполнения удара
  • когда все участники соревнований сделали по одной попытке с минимальным количеством досок, судьи увеличивают число досок
  • К следующему кругу допускаются спортсмены, успешно прошедшие 1 круг
  • Те спортсмены, которые не смогли разбить доски в первом круге, выбывают из соревнований
  • Победителем объявляется спортсмен, разбивший максимальное число досок с первой попытки
  • В случае ничьей между двумя и более спортсменами, они получают 1 дополнительную попытку, чтобы разбить то максимальное число досок, на котором они выбыли из соревнования
  • Победителем объявляется спортсмен, который сможет разбить наибольшее количество досок, если
  • результат остается ничейным, после дополнительной попытки, претенденты взвешиваются. Наилегчайший спортсмен объявляется победителем.
  • Должны использоваться упоры для досок. Это создает равные условия для всех спортсменов
  • Судьи должны проверять каждую доску до и после удара
  • Каждая разбитая доска дает 1 балл.
  • Каждая треснувшая доска дает 1/2 бала.

КОМАНДНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ

  • Минимальное число досок выбирается главным судьей, например, 3 доски для удара в сторону, Каждый спортсмен должен сломать все три доски, чтобы получить 3 балла, которые присоединяются к командному счету
  • В случае если команда не выставила спортсмена хотя бы на один удар, она снимается с данной программы соревнований
  • В случае ничьей команды получают 2 дополнительные попытки на 1 удар рукой и 1 удар ногой, (вид выбирается главным судьей соревнований)
  • Каждый член команды выполняет только 1 удар рукой или ногой.

ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИИ ТХЭКВОНДО

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ «УЧЕНИК – ИНСТРУКТОР»

Даже в современной Корее из-под покрова софистики XX века зачастую проглядывает скрытая мудрость Конфуция. Сын, во всем слушавшийся родителей, после смерти отца стал объектом поклонения. Подобное пос­лушание и преданность непоколебимы.

В трудах Конфуция корейцы черпают чувство глубокого уважения к учителям. Такое отношение всегда было очень важным. Древняя корейская пословица гласит: «Отец и мать - родители, которые меня вырастили, а учителя - родители, которые меня учат». Вот почему ученик должен испытывать к учителю такое же ува­жение, как и к родителям.

Узы преданности и уважения к учителю и родителям служили основой национальной и семейной структур. Хотя учитель может и не оказывать должного почтения своему Королю, Король должен проявлять уважение и пре­данность своему учителю.

Отец может любить своего сына, но он никогда не станет его учителем. Отношения между сыном и отцом строятся на эмоциях, объективность оценок теряется. Без этой объективности практически невозможно уста­новить и поддерживать полный контроль над процессом обучения.

Есть древняя корейская мудрость: «Родители могут рожать детей, но не цели их жизни.» Величайшее испытание и награда для родителей - быть в состоянии осуществить руководство, которое сделает их ребенка нужным и уважаемым человеком в обществе.

В самом деле, обязанность родителей - обеспечить ребенку должное образование, которое расширит его знания, внушит ему добрые этические и моральные основы. Но, тем не менее, родители часто сами не в состоянии обе­печить ребенку необходимое образование. Это происходит потому, что родители не решаются приучать ребенка к строгой объективной дисциплине. Существует подсознательный страх, что это создаст трещину в их отно­шениях.

Конфуций советовал заинтересованным родителям обмениваться детьми для того, чтобы кровные узы не влияли на обучение.

Научить чужого ребенка стать добрым человеком в соответствии с желаниями его родителей - большая ответственность. В глазах ученика учитель будет занимать такое же положение, как и родители. Существует древняя мудрость, гласящая, что Царь, учитель и отец едины и равны.

Безусловно, в этих взаимоотношениях должна присутствовать большая степень любви и взаимопонимания, но должна быть и объективность.

Такие же отношения должны быть и в тхэквондо. Ответственность за обучение этому искусству лежит на инструкторах, основная задача которых состоит в том, чтобы сделать учеников физически и духовно сильными и тем самым внести свой вклад в созидание мирного общества.

Конечно же, каждой школе необходим преданный и искренний инструктор. Но ни одна школа не сможет расти и развиваться при отсутствии столь же преданных и искренних учеников. Соответственно и инструктор, и ученик должны всегда платить друг другу дань уважения.

ИНСТРУКТОРУ И УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРЕДПИСАНИЯ

ИНСТРУКТОР

  • Никогда не уставать учить. Хороший инструктор может учить везде, в любое время. Он всегда должен быть готов отвечать на вопросы.
  • Инструктор должен стремиться, чтобы ученик превзошел его. Такой результат служит величайшей похвалой инструктору. Ученика никогда нельзя удерживать позади. Если инструктор понял, что ученик превзошел его возможности, ученика надо передать инструктору более высокой квалификации.
  • Инструктор всегда должен служить примером для учеников и никогда не пытаться обманывать их.
  • Воспитание ученика должно быть выше материальной заинтересованности. Как только инструктор станет озабочен материальными аспектами обучения, он сра­зу же потеряет уважение учеников.
  • Инструктор должен учить, основываясь на научной базе, чтобы экономить силы и время.
  • Инструктор должен помогать ученикам устанавливать хорошие отношения за пределами спортивного зала. Обязанность инструктора - заниматься воспитанием учеников как в зале, так и за его пределами.
  • Необходимо поощрять посещение других спортзалов, изучение опыта других школ. Целесообразность посещения других школ обусловлена тем, что ученик не только сможет подобрать школу, которая ему подходит наилучшим образом, но и многому научиться, сравнивая разные школы.
  • Ко всем ученикам следует относиться одинаково. «Любимчиков» быть не должно.
  • Ругать ученика можно только наедине с ним и никогда не делать этого на глазах других.
  • Если инструктор не знает ответа на вопрос, ему не следует придумывать ответ. Надо признать свою неосведомленность и попытаться найти ответ как можно бы­стрее.
  • Инструктор не должен использовать своих учеников для личных целей. Единственная цель инструктора - воспитать физически и духовно совершенных учеников.
  • Инструктор должен всегда быть честным с учениками, не терять их доверия.

УЧЕНИКИ

  • Никогда не уставать учиться. Хороший ученик может учиться везде и в любое время. В этом секрет успеха в учебе.
  • Хороший ученик готов на жертвы ради своего боевого искусства и инструктора. Некоторые ученики рассматривают обучение как товар, купленный за ежемесячную плату, и не желают участвовать в выступлениях, обучении или работе в спортзале. Инструктор может позволить се­бе избавиться от таких учеников.
  • Всегда быть хорошим примером для младших учеников. Вполне естественно, что они захотят соревноваться со старшими.
  • Всегда быть преданными, никогда не критиковать инструктора, применяемые способы обучения и само тхэквондо.
  • Изучать и стараться использовать показанный инструктором прием.
  • Помнить, что поведение ученика за пределами спортзала отражается на боевом искусстве и на инструкторе.
  • Если ученик освоил новые приемы из другой школы, а инструктор возражает против их применения, ученик должен отказаться от них, либо заниматься там, где он выучил эти приемы.
  • Никогда не проявлять неуважение к инструктору. Хотя ученику позволительно не соглашаться с инструктором, он должен сначала выполнять задание, а обсуждать все вопросы позже.
  • Всегда быть активным, не стесняясь задавать вопросы.
  • Никогда не предавать инструктора.

ИДЕАЛЬНЫЙ ИНСТРУКТОР

Солдаты сильны так же, как силен ведущий их генерал. Так же и ученики могут достигнуть успехов только под руководством прекрасного инструктора. Бамбук не может вырасти среди камышей. Аналогично, нельзя ожидать появления выдающегося ученика у неквалифицированного инструктора.

Особенно важно, чтобы два аспекта тхэквондо - дух и техника - преподавались вместе. Квалифицированный инструктор, если он хочет воспитать учеников с благородным характером и выдающимися умениями, должен соединять в себе черты учителя и солдата. Такой инструктор должен обладать следующими чертами:

  • Высокий моральный и этический уровень.
  • Ясная философия и взгляд на жизнь.
  • Ответственное отношение к своим обязанностям.
  • Научный подход к вопросам техники.
  • Знание локализации уязвимых точек на теле человека.
  • Непоколебимая чистота в политических и финансовых делах.
  • Желание посвятить себя распространению тхэквондо по всему миру.
  • С ним должны быть искренни старшие, ему должны доверять коллеги, его должны уважать младшие.

КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ

Чтобы гарантировать правильность физических нагрузок во время самостоятельных занятий физическими упражнениями, необходим постоянный самоконтроль. Для этого необходимо знание методов самоконтроля. Самый простой и, в то же время, достаточно точный показатель соответствия нагрузки состоянию человека - это его самочувствие. Оно может быть хорошим, удовлетворительным или плохим.

В процессе занятий может появиться боль, которая должна рассматриваться как безусловный защитный рефлекс. Если возникает боль в области сердца, головная боль, то это свидетельствует о чрезмерной нагрузке, и занятие следует прекратить. Если же после занятий, обычно - на следующий день, появляется боль в мышцах, то занятия можно продолжить, снизив физическую нагрузку. Через некоторое время, при условии регулярных занятий, боли пройдут сами собой (устранению болей способствуют тепловые процедуры и массаж). 

Определенная зависимость существует между физическими на­грузками и сном: оптимальные нагрузки ускоряют засыпание и углубляют сон, а чрезмерные - вызывают прямо противоположный эффект. Надо также помнить, что чем ближе ко сну, тем меньше должна быть нагрузка. Заканчивать занятия физическими упражнениями необходимо не позднее чем за 2 часа до сна.

Примерно такое же влияние оказывают физические нагрузки на аппетит. Есть лучше всего за 1,5-2 часа до занятия и спустя 40-60 минут после него. К этому времени аппетит обычно значительно повышается, и пища хорошо усваивается. Всякое снижение аппетита сигнализирует о возможном перенапряжении.

Одним из объективных показателей физического состояния является масса тела. Когда начинают регулярно заниматься фи­зическими упражнениями, масса тела в первые недели занятий медленно снижается или остается без изменений у людей с нормальным весом. Затем, масса тела будет немного повышаться за счет увеличения мышечной массы, а у людей с избыточным весом - масса тела будет продолжать уменьшаться за счет снижения количества жировых тканей.

О состоянии дыхательной и сердечно-сосудистой систем судят по частоте дыхания и пульса. С помощью частоты, глубины и режима дыхания можно контролировать нагрузку непосредственно во время занятий физическими упражнениями. Если дыхание ровное, глубокое, естественное, не требующее волевых усилий, - значит, нагрузка вполне соответствует физическому состоянию.

В покое нетренированный человек дышит 16-20 раз в минуту, при максимально допустимой нагрузке частота дыхания увеличивается до 40 раз в минуту и возвращается к исходной величине лишь через 5-10 минут после окончания занятия.

Более точным показателем величины нагрузки служит ЧСС (частота сердечных сокращений). В покое у здорового человека ЧСС равна 60-80 ударов в минуту. В процессе занятий ЧСС может значительно увеличиваться (до 120-150 ударов в минуту и более), но если через 10 минут после окончания занятий ЧСС равна 100 ударам в минуту и выше, то нагрузка была чрезмерной. Имеет значение также ритм ЧСС. Он может быть ровным, а может быть неровным - аритмичным, когда частые удары чередуются с редкими, что свидетельствует о неадекватной реакции организма на нагрузку.

САМООБОРОНА

ЗАЩИТА ОТ ВООРУЖЕННОГО ПРОТИВНИКА

Защититься от нападения вооруженного человека, так сказать, «голыми руками» трудно, но возможно. Боевое искусство самбо уделяет этой проблеме особое внимание и дает безоружному человеку средства спасения, предлагая несколько эффективных приемов самообороны.

Противник вооружен огнестрельным оружием. При нападении человека, вооруженного огнестрельным оружием, следует прежде всего оценить обстановку: является ли оружие в руках противника простым инструментом запугивания, или же напавший намерева­ется использовать его для убийства.

Обычно при совершении вооруженных налетов и грабежей ору­жие используется только как «сильный аргумент» в пользу того, чтобы под дулом пистолета грабителям отдали самое ценное. Другое дело, если не может быть и речи о пощаде (например, преступник убил или ранил когонибудь из пистолета в присутствии жертвы, когда жертва является свидетелем тяжелого преступления).

В первом случае атакованный поступит правильно, если будет всеми силами показывать свою сговорчивость, подчиняться командам преступника, поднимет вверх руки, поскольку собственная жизнь дороже любых ценностей. Во втором случае, когда речь идет о жизни и смерти, нужно выждать удобный момент, чтобы использовать свой шанс на спасение. Если есть возможность убежать от вооруженного человека (а такая возможность не исключена, когда нападение совершается на улице), всегда лучше сделать это, чем вступать в ближний бой.

Как правильно убегать от человека, вооруженного пистолетом? Во-первых, стрелять по убегающему человеку очень сложно, а еще больше затруднить попадание можно, если на бегу забирать влево, поскольку привычным для стрелков является движение мишени вправо. Во-вторых, следует ставить как можно больше преград: забегать за киоски, столбы, заборы, деревья, автомобили и т.д. В-третьих, хорошим укрытием является темнота, поэтому целесообразно свернуть на неосвещенную улицу или скрыться в подворотне.

Существует специальная техника уклонения от пуль - так называемый «маятник». Суть этого метода сводится к тому, что находящийся под прицелом человек выполняет передвижения, выпады и развороты в различном темпе с различными амплитудами, уходя, таким образом, с линии огня. Эта техника достаточно сложная и требует длительных тренировок. Рассмотрим несколько приемов самозащиты от человека, вооруженного пистолетом.

Нападающий стоит лицом к лицу со своей жертвой и держит пистолет в правой руке на уровне живота. Необходимо сделать шаг левой ногой в сторону, одновременно разворачивая корпус так, чтобы уйти с линии огня. Таким образом, атакованный оказывается справа от вооруженного человека. Кистью левой руки нужно ударить сверху по запястью вооруженной руки противника, а правой схватить дуло пистолета снизу, следя за тем, чтобы оружие было направлено в сторону. Теперь выполняется болевой прием на кисть: левая рука защищающегося давит на предплечье нападающего, а правая выгибает, держась за пистолет, кисть против ее естественного сгиба.

Напавший будет вынужден отпустить оружие. Противник, не отпускающий пистолет, рискует получить перелом указательного пальца. Следующим движением может стать, например, удар по лицу или в висок.

Нападающий целится в спину, держа оружие в правой руке.В этом случае следует быстро развернуть корпус влево и ударить локтем или предплечьем по вытянутой вперед руке противника, отводя тем самым от себя дуло пистолета. После удара нужно обвить вооруженную руку противника так, чтобы кисть и предплечье руки с пистолетом упирались в плечо или шею защищающегося. В тот же момент нужно взяться правой рукой за кисть левой руки и, поворачивая корпус вправо, надавить левой рукой на локоть атаковавшего. Правая рука должна подтягивать левую руку, помогая вы­полнять болевой прием. При достаточной силе атакованный может даже сломать противнику правую руку.

Противник вооружен ножом. Преступник, использующий при нападении нож, может либо только угрожать оружием, либо атаковать жертву с целью нанести ранения или даже убить. Нож представляет собой реальную опасность, поскольку им можно поразить человека, как при ближнем бое, так и на дистанции, метнув ору­жие, например, в убегающего. Самые распространенные удары ножом — сверху вниз и снизу вверх. Рассмотрим приемы защиты и разоружения в каждом из этих случаев.

Нападающий замахивается сверху правой рукой. В этой ситуации следует сделать шаг правой ногой навстречу, выбросить вперед и вверх правую руку со сжатым кулаком и ответным ударом остановить занесенную руку, поставив блок правым предплечьем. В следующий момент необходимо приблизиться к нападающему, занимая положение с правой стороны от него. Теперь надо упереть левую руку в плечо вооруженной руки, накладывая ладонь сверху и немного сзади.

Правый локоть резко поднять вверх, ударяя нападающего под подбородок и одновременно с этим давя на запястье его захваченной руки. Когда рука будет отведена назад, нужно сделать «зашагивание», т.е. поставить свою правую ногу позади ног противника. Теперь, наклоняя свое тело вперед, следует опрокинуть противника. Левой рукой следует упереться в правое предплечье своей руки, применяя болевой прием на локоть, в результате чего противник должен выпустить нож.

Нападающий замахивается ножом снизу вверх. В этой ситуации следует поставить блок двумя руками, наложив левую руку поверх правой в области запястья. Одновременно с останавливающим ударом необходимо отодвинуться от противника, чтобы он не смог ударить ножом в живот или промежность. Левой рукой следует захватить запястье вооруженной руки напавшего, сильно надавливая пальцами около основания ладони. Правую руку нужно подвести снизу и захватить кисть противника. Затем, двигаясь вправо, следует вывернуть кисть против ее естественного сгиба, в результате болевого ощущения напавший должен бросить нож.

Противник вооружен палкой. Удары палкой, прутом и другими видами оружия представляют собой реальную опасность, а потому заслуживают особого внимания. При спланированном покушении, как может показаться на первый взгляд, палки применяются редко.

Палка дает определенное преимущество перед ножом, поскольку дальность ее действия довольно велика, что позволяет нападаю­щему сохранять дистанцию. Удар палкой достаточно силен, чтобы сломать руку, отбить внутренние органы и вызвать внутреннее кро­вотечение, чтобы оглушить человека и, наконец, даже убить.

И так, палка представляет собой грозное оружие, которое пускают в ход гораздо чаще, чем принято думать, поэтому необходимо выучить несколько эффективных приемов защиты от человека с палкой в руках. Как известно, относительная безопасность возможна уже тогда, когда атакованный выходит из поля действия оружия, то есть занимает недосягаемую позицию. В случае с палкой, которая предназначена для дальних дистанций, безопасная зона находится, как ни странно это звучит, рядом с противником.

Не надо бояться приблизиться к нему. Удалиться на безопасное расстояние получается не всегда: либо человек не успеет это сделать, тогда он рискует получить удар палкой по спине; либо человек успеет отбежать довольно далеко, но нападающий метнет в него палку (поскольку это не нож, метать ее на бегу не особенно сложно) и причинит травму или собьет с ног.

К тому же, следует учитывать, что нападение может быть неожиданным, внезапным, а в такой ситуации быстро развернуться и убежать не удастся. В любом случае, при попытках скрыться противник все же может нанести удар. Следовательно, нужно приблизиться к противнику, чтобы палка оказалась бесполезной. Вблизи она эффективна лишь у профессиональных бойцов, хотя и они могут растеряться при такой неожиданной для них реакции атакованного.

Позиция вблизи нападающего выгодна тем, что человек находится в относительной безопасности, к тому же правая рука атакующего занята палкой, а значит, быстрых ударов этой рукой в ближайшее время не последует, есть время на разоружение противника.

Как правильно провести разоружение? На какое расстояние приближаться к противнику (ведь «рядом с ним» это еще не значит «вплотную к нему»)? В момент удара достаточно поставить блок и сделать шаг по направлению к нападающему. Иногда настолько короткая дистанция лицом к лицу дает свой эффект, и слабый противник не выдерживает и убегает, но лучше избегать открытых, незащищенных поз, находясь в непосредственной близости от противника.

Всегда следует помнить о том, какая часть тела открыта для удара. Необходимо следить за тем, чтобы подставлять врагу как можно меньшую площадь. Тактически неверно находиться целиком в поле зрения нападающего, поскольку его реакция - думайте так, даже если это не соответствует действительности! - гораздо лучше вашей. Самый распространенный удар палкой - сверху. Рассмот­рим правильное поведение атакованного в такой ситуации.

Защита от удара палкой сверху. Нападающий замахивается, сжимая палку правой рукой. Атакованный делает шаг левой ногой навстречу и ставит блок левым предплечьем. Движение руки должно быть рассчитано таким образом, чтобы блок был поставлен по движению запястья или ближнего участка предплечья руки противника. Не стоит лишний раз подставлять свою руку под палку: удар может быть настолько сильным, что повредит кость. Вероят­ность травмы возрастает по причине того, что на левой руке мускулатура развита слабее. При неблагоприятном исходе дела атакован­ный оказывается совершенно беспомощным.

Когда правая рука нападающего оказывается блокированной ле­вым предплечьем атакованного, следует двигаться корпусом ближе к противнику, занимая положение с правого бока от него. Из этой позиции нужно выбросить вперед правую руку, пропустить ее под предплечьем вооруженной руки нападающего и сцепить кисти рук на его запястье. Таким образом, правая рука противника окажется в замке. Следующим этапом будет выкручивание захваченной руки с последующим опрокидыванием нападающего.

Правый локоть резко идет вверх, одновременно с этим левая рука давит на запястье захваченной руки противника. Теперь, когда рука выкручена назад, нужно принять более устойчивое и выгодное положение: поставить правую ногу позади ног противника. После этого есть возможность наклонить корпус напавшего назад, наклоняя свое тело вперед, и сделать бросок.

В этой же ситуации может быть использован другой вариант защиты: быстро сделать шаг вперед правой ногой, готовясь к блокировке удара. Когда удар оказывается блокированным левым предплечьем, следует захватить рукав вооруженной руки и дернуть его на себя, одновременно ударяя левым коленом по корпусу противника. Желательно перед этим занять боковое положение по отно­шению к нападающему, чтобы попасть коленом сзади или сбоку по ребрам.

Когда обороняющийся опускает ногу после контратаки, не следует возвращать ее на исходное место. Лучше внезапно опустить ее на подколенный сгиб правой ноги противника. Ступня создаст болевой эффект и выведет нападающего из равновесия, что на какое-то время отвлечет его от защиты. Чтобы не упустить инициативы и не дать противнику шанс опомниться и приступить к активным действиям, требуется после удара ступней, пока нога возвращается в исходное положение, с разворотом корпуса ударить в лицо нападавшего раскрытой ладонью. При этом нужно держать пальцы сжатыми вместе, а удар наносить нижней частью ладони, которая на­ходится ближе к запястью.

дополнительная информация
Случайное фото
контакты
Телефон: +7 495 287-42-34 Email: Tatyana.pyanuch@rambler.ru
Адрес организации:
357500, Ставропольский край,
г. Пятигорск, ул. Теплосерная 3
Расположение в google Maps