Главная » Статьи » ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТХЭКВОНДО

ЦИ, ИЛИ ЭНЕРГЕТИКА ЖИЗНИ

Мы уже много раз говорили о том, что в философии Дао, с которой неразрывно связаны многие боевые искусства стран Даль​него Востока, очень большое влияние уделяется развитию духовных и физических сил. Характер постижения техники управления собственной энергетикой зависит от самого субъекта (человека) и его возможностей. Это и способность к медитации, умение концент​рировать зрение на одной точке, а также обращение к внутреннему миру, в котором черпаются духовные силы. В предыдущей главе мы подробно рассказали о медитации и медитативных упражнени​ях, которые позволяют подготовиться к занятиям боевыми искус​ствами и получить необходимый психологический настрой.

Большое значение в концентрации жизненных сил имеет ки​тайская гимнастика цигун, основанная на способности выделения энергии (ци). Она улучшает состояние здоровья человека, способ​ствует укреплению сил, приобретению быстрой реакции и неуяз​вимости в бою. Люди, постигшие секреты цигун, легко переносят боль и физическую усталость, меньше болеют и легко избавляются от болезней. Во многом основанная на медитации, психотехнике и осознании своих духовных и физических сил, она позволяет уп​равлять внутренними возможностями своего организма.

Одним из наиболее важных законов развития энергетических сил является представление древних об энергии ци. Она имеет множество разновидностей. В своей совокупности они являются природой Мира. Так как человек является частью природы, ее важ​ной составляющей, он также является средоточием различных ци, влияющих на физическое и духовное развитие. Они рассеиваются по телу и находятся в постоянном движении. При нормальном движении по телу человека у последнего повышается иммунитет к болезням, и, как правило, он становится долгожителем. Более того,

в нем происходит осознание своих энергетических возможностей и проявление каких-либо сверхъестественных способностей. Зача​стую такой человек становится учителем. Если же в движении происходит какой-либо дисбаланс, его внутренние силы ослабева​ют и он заболевает. В этом случае все жизненные силы следует направить на оздоровление организма и восстановление энергети​ческого баланса.

Существует известная медицинская формула, согласно которой следует «учиться управлять своим здоровьем». Она во многом вер​на, особенно если принять во внимание способность управления внутренней энергетикой ци, которая является главной жизненной силой нашего организма.

Гимнастика цигун, являющаяся важной составляющей ушу, раз​деляется на две ветви: укрепляющая здоровье, способствующая раз​витию и сохранению энергетического баланса и собственно бое​вая, которая способствует направлению всех сил на победу над про​тивником.

Развитие энергетики ци и боевого искусства цигун неразрывно связано с нравственными нормами, которые по сути являлись мен​талитетом (особенностями самосознания и мировоззрения обще​ства или небольшого социума) всех посвященных. Такие постула​ты присутствуют в каждом виде восточных единоборств. Ученик проходил две стадии нравственного воспитания.

Первая стадия заключалась в начальной разработке энергетики ци при помощи органов зрения, осязания и обоняния. На второй стадии обучения основное внимание уделялось воспитанию в уче​никах личностного начала, мудрости, гуманистических взглядов на природу и слияние с ней. Последнее считалось высшей стадией гармонии. Основанные на глубоких нравственных идеалах, они спо​собствуют развитию скромности, мужества и чести, т.е. духовному самосовершенствованию человека.

Еще находясь в утробе матери, человек обладает определенными элементами энергетики ци: изначальной (первобытной), основан​ной на физическом существовании, и основной (жизненной). Основную энергию он приобретает от матери. Основная энерге​тика представляет собой главную движущую силу его организма и отвечает за формирование и развитие у ребенка различных тканей.

После появления на свет человек использует две разновидности ци: земную и небесную, которые являются неразрывными. Соче​таясь друг с другом, они создают возможность для его существова​ния. Земная ци представляет собой воду и зерна для насыщения плоти. Небесная — это воздух, которым он дышит.

Для развития духовной и физической энергетики следует на​учиться руководить не только своим сознанием, но и телом. Немаловажное место занимает и регулирование дыхания. Культура тела заключается в точных, легких, пластичных движениях.

Древнекитайские философы и врачи (порой это были одни и те же люди) разделили все тело человека на двенадцать секторов или каналов (иногда их называют меридианами). Одни из них яв​ляются органами усвоения и отвечают за работу мочевого и желч​ного пузырей, толстой и тонкой кишок, желудка, а также некоего органа, не имеющего названия, являющегося тройным обогревате​лем. Другие представляют собой точки, из которых должна исхо​дить энергия, — сердце, перикард (управляющий сердцем), лег​кие, почки, печень и селезенка. Первые шесть относятся к симво​лу ян (свет), вторые — к инь (тьма). Кроме них, существуют еще каналы чун-май (канал энергии), дан-май (объединяющий все ка​налы), цяо (отвечающий за быстроту и легкость движений) и др. Помимо названных, в организме человека присутствуют два так называемых «чудесных» канала: переднесрединный и заднесрединный. Каждый орган имеет свою энергетику ци, которая, в свою очередь, объединяется в единую ци человека.

Мы уже говорили о том, что основным энергетическим центром в даосской и буддийской философиях является точка, расположенная немного ниже пупка. По представлениям древних, в ней концентри​руются жизненные силы, от которых зависит здоровье и умствен ны,е способности человека. Недаром у японцев самой почетной смертью считалось самоубийство методом харакири, когда человек вспарывал себе живот именно в этой точке, тем самым приобщаясь к великой мудрости и демонстрируя силу и твердость духа.

Существует два основных канала, отвечающие за движение энер​гии по телу снизу вверх и сверху вниз: ду-май и жэнь-май. Движи​мые внутренней силой, они вместе с кровью подходят к каждому органу, снабжая его энергией. Канал ду-май отвечает за движение энергии снизу вверх: поднимаясь от промежности, она «течет» вдоль позвоночника, через шею и затылок поднимается к макушке голо​вы. Конечной точкой ее движения является уздечка верхней губы. Канал жень-май отвечает за движение вниз: из области малого таза он проходит по передней части тела в направлении подбородка и, разветвляясь на губах с двух сторон, подходит к глазницам. Канал ду-май контролирует работу всех каналов, по которым движется энергия ян, а жэнь-май — каналов ци инь, где инь — это тьма, а ян — это свет. Женское и мужское начала являются основными составляющими буддийской и даосской философий. Символом сочетания и взаимопроникновения друг в друга светлого и темно​го начал в восточной философии является монада.

Так как человек является частью природы (микрокосмоса), каж​дый его орган соотносится с одной из пяти стихий Земли: землей, водой, огнем, металлом и деревом. Например: стихией сердца являет​ся огонь (не отсюда ли известная метафора «горячее сердце»), лег​ких — металл, селезенки — зем​ля, печени — дерево, почек — вода. Они находятся в постоянном взаимодействии друг с другом и должны являться символом гармо​нии человека и природы.

В даосской философии, равно как и в буддийской, человек при​равнивается к Вселенной. Достиже​ние состояния гармонии и для че​ловека будет доступно только в том случае, если он выберет верный путь самовыражения. Владение эзотери​ческим знанием делает человека могущественным. Не только разум, но и тело человека является неис​черпаемым. Происходящие в, нем процессы способствуют ежеминут​ному обновлению и отмиранию ненужного, отработанного, лишне​го. Согласно восточной философии, все болезни человека возникают в результате нарушения гармонии тела и духа. Управление своим телом зависит только от самого человека. Осознав эту проблему, он всегда сможет держать под контролем все процессы, происходящие в его организме.

дополнительная информация
Случайное фото
контакты
Телефон: +7 495 287-42-34 Email: Tatyana.pyanuch@rambler.ru
Адрес организации:
357500, Ставропольский край,
г. Пятигорск, ул. Теплосерная 3
Расположение в google Maps